Концепция «пищевой зависимости» не нова, но в течение последних нескольких лет она завоевала особый интерес среди научного сообщества, что привело к большому количеству исследований и экспериментов. Хотя пока еще и рано делать окончательные выводы даже с минимальной строгостью, необходимо признать, что выдвинутые гипотезы имеют немалую привлекательность.
Продукты — наркотики
Одним из решенных тезисов являются результаты исследований, посвященные конкретным продуктам питания (но не отдельным компонентам).
Не был также сделан акцент на выявлении симптомов, аналогичных симптомам наркомании, которые связаны с одной из двух основных характеристик: неконтролируемое и чрезмерное потребление (эквивалентное «злоупотреблению» в случае психоактивных веществ) и настоятельная необходимость потреблять это каждый день (что эквивалентно «зависимости»).
Были проведены исследования, связанные со вторым аспектом, в частности с интенсивным желанием, тягой или необходимостью.
Первое из них было проведено в 1991 году, тогда канадские ученые опросили тысячу молодых людей об их предпочтениях. 97 процентов женщин и 68 процентов мужчин заявили о том, что они чувствовали себя в разной степени зависимыми,
Когда речь заходила про следующие продукты питания:
- шоколад,
- пицца,
- закуски (чипсы) и другие соленые продукты,
- мороженое
- сладости и десерты,
- мясо и курица,
- хлеб и макароны.
Следующее исследование было еще более интересным, оно было проведено в Японии и позволило судить о том, что многое зависит не только от прошлого диетического опыта, но и от пищевых обычаев.
Был составлен список из 10 продуктов:
- Рис (суши, роллы),
- шоколад,
- торты, пирожные,
- мороженное
- паста,
- пицца,
- гамбургер
- Якинику(жареное мясо)
- Удон(лапша)
- чипсы
В последнем исследовании были проанализированы данные более 600 человек, идентифицирующих следующие продукты как наиболее желаемые (указаны только первые три):
- Пицца,
- Шоколад,
- Мороженное.
Было проведено еще два исследования, но в них анализ был сделан менее конкретно, группируя продукты по категориям.
Неясность картины усугубляют предвзятые идеи о факторах, которые могут усиливать желания (жир, сахар, соль, калории и т. д.), что может привести к искажению результатов.
Заключение
Как вы смогли заметить, самыми желанными продуктами являются продукты интенсивных вкусов (достигнутыми с добавлением большого количества сахара или соли) и богатые рафинированными углеводами и жирами. Таким образом, выпечка и печенья, конфеты, фаст-фуд или чипсы, а также закуски и снеки имеют сомнительную честь быть самыми желанными среди остальных.