От убедительной речи до выступления с ораторской трибуны совсем недалеко. При условии, что досконально речь стала убедительной, отработан навык отбора действенных доводов и сила мотивации отменная. Тогда появляется смысл разобраться с остальным – тем, чего не хватает до уровня пламенного оратора.
Основные правила
Это, прежде всего:
- четкое произношение – все гласные и согласные следует выговаривать правильно;
- не только интонация должна иметь место, следует хорошо поставить голос (есть для этого специальные упражнения);
- жаргонные выражения следует полностью исключить – для этого их придется не употреблять в своей повседневной речи;
- темп и громкость речи для каждого конкретного случая нужно выбирать отдельно: они зависят от размеров помещения, количества людей в аудитории и характера информации.
На этом вопросе мы остановимся детально. Уверенность в голосе достигается не только упражнениями, она больше зависит от того, насколько оратор владеет темой. Не обязательно быть профессионалом в вопросе, будет неплохо, если он будет изучен разносторонне. Особенно в разрезе тех вопросов, которые интересуют аудиторию – ведь мы ставим себе за цель ее непременно убедить. Возможно, тема позволяет построить выступление как живой диалог с публикой. Это всегда оживляет интерес и устанавливает важную обратную связь.
Если формой выступления является презентация, то говорить стоит только о главном, не отклоняясь на ассоциации и факты второстепенного значения.
Если между разными людьми в зале начинает разгораться дискуссия, то оратор может занимать только одну позицию: нейтрально – дипломатическую, роль агрессора исключается.
Всегда следует говорить по делу, особенно когда речь идет об ответах на вопросы аудитории. Увиливания и оговорки будут раздражать слушателей. А ясные и четкие мысли всегда заставляют поверить тому, что слышишь. В стадии дискуссии очень важно позволять оппоненту закончить фразу, – какой бы абсурдной и несуразной не была бы высказываемая мысль.
Личные качества оратора
Если же рассмотреть ближе личностные качества оратора, то неотъемлемыми станут следующие:
- внутренняя собранность;
- уверенность в себе;
- коммуникабельность;
- спокойствие;
- красноречивость;
- отличная память;
- богатое воображение.
Нельзя забывать о том, что слушатели не только слышат, но и видят вас. О респектабельном и располагающем внешнем виде нужно будет позаботиться заранее, но имеет место и характер поведения на трибуне. Движения должны быть плавными, осанка прочной, а смотреть следует именно на того человека, к которому обращаешься.
Все ораторское искусство на основной схеме: во время выступления продвигается основная идея, а все обсуждения, заявления, реплики должны быть направлены на то, чтобы аудитория убеждалась в ней. Спич требует не только внешней подготовки, но и внутренней.
Из сознания должны быть убраны все второстепенные мысли, кроме основной.
И всегда нужно быть готовым к конструктивной критике – ведь она является стороной того же интереса, которого от аудитории добивается каждый оратор. Даже если высказываются обвинения, следует воспринимать их спокойно, а в ответ вновь продвигать свою идею. С новыми аргументами, которые являются ответом на обвинения.
Правила работы с аудиторией
- понимать социальное, возрастное и половое разделение аудитории;
- уметь завоевывать внимание;
- чувствовать настроения и желания аудитории;
- позитивно относится к людям.
Ошибки
И последнее, о чем стоит обязательно предупредить каждого начинающего оратора, это типичные ошибки. Вот они:
- искусство убеждения и красноречие это не сложноподчиненные предложения и длинные слова;
- нужно выбирать другой, максимально понятный формат речи;
- следует стараться не употреблять безличностных предложений: на самом деле, между «считается, что» и «я считаю что» существует глобальная разница;
- нерешительности на трибуне не место;
- между вопросительными и утверждающими тезисами всегда следует держать равный баланс;
- от аудитории нельзя отводить взгляд.
Заключение
Искусству оратора, как и любому и успешному и убедительному человеку, в арсенале необходимы средства убедительности речи.